RSS

Ходош Владимир Александрович

ходош2.jpg

Владимир Александрович Ходош родился 30 декабря 1925-го года в Москве в рабочей семье.

В июне 1941-го года он пошел работать учеником электромонтера в здании народного комиссариата сельского хозяйства, однако уже в августе был вынужден эвакуироваться вместе с матерью в Омск, где знакомится с Владимиром Савельевым – своим другом и будущим сослуживцем, с которым он прошёл бок о бок вплоть до конца войны.

Именно оттуда в конце 1942-го года он был призван в Красную армию и направлен в военное училище в Томске. Там же в феврале 1943-го принес присягу, а в январе 1944-го вместе с Владимиром Савельевым получил назначение на Ленинградский фронт во 2-ю ударную армию, а после – опять же, вместе с боевым товарищем – командиром огневого взвода в 116-й корпусной пушечный артиллерийский полк, который находился на Нарвском плацдарме. За бои на той территории Владимир Александрович получил свою первую медаль: «За отвагу!»

Вскоре их в составе 43-го стрелкового корпуса передали в 59-ю армию, которой командовал генерал-лейтенант И.Т. Коровников. 59-я армия освобождала острова в Финском заливе юго-западнее города Выборга.

В декабре полк получил приказ грузиться на железнодорожные платформы для переброски на другой фронт. 59-ю армию передали 1-му Украинскому фронту под командованием Конева для присоединения к январской Висло-Одерской операции, частью которой было и освобождение Кракова.

За участие в боях по освобождению Кракова я был награжден орденом Отечественной войны II степени. Следом за ними последовали бои за освобождение Силезских городов Катовице, Домброва-Гурнича, Челядзи, Бендзина, и сражения за Одерские плацдармы.

После войны, в августе 1946-го года, Владимир Александрович подал документы в МВТУ им. Баумана и поступил вне конкурса как фронтовик. После окончания университета в 1952-м году он согласно постановлению правительства о выделении десяти выпускников МВТУ проектно-изыскательскому институту «Метрогипротранс» для строительства подводного туннеля под Татарским проливом был направлен на остров Сахалин. Однако после смерти Сталина данные работы были прекращены.

За всю свою жизнь Владимиру Александровичу довелось участвовать в проектировании и строительстве многих тоннелей различного назначения, практически всех метрополитенов страны, крупных подземных сооружений. Пришлось также разрабатывать для них оборудование и технологию.

В 1966-м году он защитил кандидатскую диссертацию. В этом же году за внедренные изобретения мне было присвоено звание «Заслуженный изобретатель РСФСР».

В 1973 году ему с рядом коллег-инженеров была присуждена Государственная премия СССР за разработку нового способа сооружения тоннелей.. В 1977 году Владимира Александровича назначили главным инженером во вновь создаваемое СКТБ Главтоннельметростроя.

В мае 1986-го он участвовал в ликвидации последствий памятной аварии на Чернобыльской АЭС.

В 2000-м ему было присвоено звание «Почетный строитель России».

В марте же 2001-го года Владимир Александрович ушёл на заслуженную пенсию. За свою долгую жизнь он создал 86 изобретений и опубликовал 60 печатных работ, что вкупе с его военными заслугами и рабочей деятельностью можно счесть достойным уважения трудом.